Департамент «Факультет искусствоведения и социокультурных технологий» УрФУ

На главную / В архив

Лекции Матиаса Блайля

matias

или как «Как объяснить живопись …» студентам департамента искусствоведения и культурологии ИГНИ

На прошлой неделе наш факультет посетил профессор Высшей школы искусств Вайзензее, доктор Матиас Блайль. Он прочитал цикл из четырех лекций, посвященных искусству Германии ХХ века, на них побывали как студенты и преподаватели нашего департамента, так и других структур Института гуманитарных наук и искусств. Лекции профессора проходили в течение трех дней – с 11 по 13 ноября 2014 года.

Кто-то знал, а для кого-то стало открытием, что немецкие художники очень важны для истории искусства ХХ века, многие из них стояли у истоков художественных течений, которые сыграли определяющую роль в последующем развитии искусства. Германское государство и общество на протяжении ХХ века претерпело немало потрясений и изменений, они не могли не сказываться на развитии художественной сферы и не отражаться в ней.

Отличительной чертой лекций доктора Матиаса Блайля как раз была демонстрация тесной взаимосвязи общественной жизни, исторического контекста и искусства, его повествование незаметно перетекало с одного предмета на другой. Между двумя пластами повествования не было контраста, говоря об исторических событиях, он отмечает, как влияло искусство на них, какую играло в них роль, говоря об искусстве, наоборот, выделяет степень и форму влияния окружающей реальности на работу художников. Такие направления как экспрессионизм и дадаизм рождаются как непосредственная реакция на происходящее в мире. Художники осознали крах идеологии и соответственно всего, что с ней было связано, они пришли к пониманию невозможности изображения действительность старыми методами.

Безусловно, что подмечает и сам немецкий лектор, он предоставляет в своих лекциях лишь краткий обзор, для описания всех феноменов требуется больше времени. Но, несмотря на фрагментарность, перед слушателями возникает стройная картина творческой жизни Германии ХХ века. Профессор четко выделяет логику событий, влияния и взаимосвязи, расставляет акценты, помогая пониманию. Перед нами складывается линия развития: от общеевропейских течений: пост- и неоимпрессионизма, фовизма, кубизма и других, к формированию новых на собственной почве, в первую очередь экспрессионизма. Крах имперских планов Кайзеровской Германии, крах европейского гуманизма и рационализма, ужас войны приводят общество в состояние упадка, депрессии. Поиск выхода, решения насущных проблем, а главное, стремление осмыслить произошедшее – вот чем характеризуется всеобщее состояние.

Рассказывая о творчестве какого-либо художника начала ХХ века, доктор Блайль всегда показывает его развитие, так  мы видим, как I мировая война меняет художников и их изобразительный язык. Например, Макс Бекман, тяготевший до войны к реализму, после нее примыкает к экспрессионистам, создает тяжелые, мрачные картины. И таких примеров немало, словосочетание «нервный срыв» не редко встречается в биографиях художников, переживших события этой    войны. Конечно, и это ярко видно на примерах работ приведенных лектором, экспрессионизм неоднороден и он не ставит себе единственной целью  переработку и осмысление опыта войны, хотя тема эта была необычайно важна. Экспрессионисты изображают человека в пограничных состояниях, стремятся изобразить всю силу эмоций, доходящую до экзальтации. При этом спектр тем художников достаточно разнообразен, они объединяются в несколько групп по территориальному и идейному принципу, самые известные: группа «Мост» (Э.Кирхнер, Э.Хеккель, Э.Нольде), «Синий Всадник» (Ф.Марк, В.Кандинский, М.Веревкина, А.Маке).

Немецкий гость, профессор Матиас Блайль, широко использует метод ассоциация и аналогий. Рассказывая о каком-либо явлении  германской художественной сцены, он не рассматривает его отдельно, а представляет в международном контексте, проводит параллели. Это помогает присутствующим понимать работы и ход развития искусства, помогает встраивать эти местные феномены в общую систему. Он использует этот прием на протяжении всего своего "рассказа-лекции". Он соотносит работы немецких художников и французских начала ХХ века, показывая влияния, сравнивает работы одного художника, но разных периодов творчества, подчеркивая изменения, он сопоставляет работы соцреализма, советского и германского, выявляя общее и различное.

От рассказа об искусстве, связанном с событиями Первой мировой войной, профессор переходит к характеристике послевоенного времени Германии. Сложно время, время брожения и неустойчивости. Поиск новой идентичности и попытки решить те же проблемы, что и до войны, так характеризуетсяситуация в Германии 20-30 годов ХХ века. Постепенно политическая борьба сосредотачивается между двумя партиями тех лет –  социал-демократической и национал-социалистической. Искусство становится орудием активной пропаганды и борьбы этого времени. В частности, политические перипетии как нельзя лучше отражает искусства плаката. Профессор познакомил аудиторию с наиболее яркими образцами и показал, как формируется их образный язык.  С приходом к власти нацистов положение в искусстве резко меняется, экспрессионизм вместе с другими модернистскими течениями объявляется дегенеративным искусством и начинает преследоваться. Многим художникам приходится уехать, искусство не развивается свободно.

Также мы узнаем, что с окончанием II мировой войны приходит принципиально новая экономическая и политическая ситуация, Германия и Берлин делятся на две части, которые позже в 1949 г. на волне международной эскалации образуют ГДР и ФРГ. Регламентация в отношении сферы искусства, свойственная Советскому Союзу, не сразу приходит на немецкую территорию. Художники начинают полемику о выборе дальнейшего пути развития, мнения поляризуются:  группа «ZERO» объявляет «час ноль» послевоенного искусства и пытаются начать искусства с нуля, другие же художники творят в русле модернизма и продолжают традиции, прерванные войной. Постепенно, СССР все больше участвует во внутренней жизни Восточной Германии, главенствующим стилем становится соцреализм. Параллельно развивается искусство ФРГ, более включенное в мировые процессы и более демократическое, для него характерно обращение к абстракционизму.

Финальная точка продолжительных встреч в УрФУ – творчество известного дюссельдорфского художника Йозефа Бойса, теоретика  и практика постмодернизма, которое оказало мощное влияние на весь ХХ век. Образы его перформансов стали определенным вехами в истории искусства, вошли в сознание зрителей и художников, последние обращались к ним с разными целями. Не случайно, афишу о предстоящих лекциях в УрФУ доктора М. Блайля украшало изображение перформанса Й. Бойса «Я люблю Америку, Америка любит меня», сам же профессор акцентировал свое внимание на другом, не менее известном выставочном проекте «Как объяснить живопись мертвому кролику» (1965).

Дневные промежутки между лекциями ничуть не мешали восприятию, мастерство лектора позволило составить цельную картину. Хочется надеется, что это не последний приезд данного специалиста, он  и сам высказал признательность руководителям нашего департамента и студентам, а так же свое желание и обещание со своей стороны постараться приехать еще раз.

Лев Шушаричев,
студент 2 курса, «История искусств»

Фото - Яна Сидикова

Полный фотоотчет на Google+