• urfu1

    УрФУ им.Б.Н. Ельцина

    Приемная комиссия

    с 20 июня 2017
    Подать документы - ул.Мира, 19, 2 этаж

    Подробнее...   

center-logo

bukashkin4

lib

НОВОСТИ

В Екатеринбурге искусствоведы запустили проект «Шедевр и подделка»

РИА "Новый день" (с): https://newdaynews.ru/ekb/604187.html

Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Факультет искусствоведения и социокультурных технологий УрФУ запустили совместный научно-популярный проект, посвященный проблеме подлинности произведения искусства. Во время лекций, которые будут проходить один раз в два месяца, специалисты музея и Лаборатории экспертизы и реставрации факультета будут рассказывать о специфике научной работы, говорить о том, что именно можно считать «подделкой» в той или иной области искусства: от реальных фальсификаций в европейской живописи до создания вещей «под» определенный период в искусстве Китая, от попыток восстановления школы иконописи на Урале до современных камнерезных изделий.

28-05-17-shedevry-01

Первая встреча, которая прошла в ЕМИИ накануне, была посвящена проблемам атрибуции и анализа буддийской металлической скульптуры. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств, эксперт министерства культуры по УрФО в области искусства Востока XVI-XXI веков Виктория Деменова на примере металлической буддийской пластики рассказала – что ученые в этой области считают подлинником, а что копией и для кого это имеет значение.

Когда и как появились первые скульптуры Будды

Большинство исследователей считают, что первые изображения Будды появились на рубеже I-II веков. Однако, в традиции сохранилось множество легенд о его прижизненных изображениях. С первых веков существования буддийской культуры существовали разнообразные художественные школы. Наибольшей популярность пользовался камень (песчаник, шифер, зеленые филлиты и серо-голубой слюдяной сланец). Металлическая скульптура в массе своей стала появляться с V века и широкое распространение получила на территории Тибета, а затем Китая и Монголии. С VIII века буддийскую металлическую пластику делали в основном методом утраченного воска: на глиняную шишку наносилась формовка из воска, которую покрывали тонким слоем глины, затем еще одним и так далее – с каждым слоем все плотнее. Затем внутрь вливался металл и воск постепенно вытекал. После чего скульптура золотилась. В древнее время для золочения использовалась ртуть. Затем наносится краска, некоторые пигменты были настолько прочными, что цвет сохранился до наших дней.

28-05-17-shedevry-02

Как Будда «переехал» на Урал

Людям, не знакомым с историей буддийской скульптуры, может показаться удивительным, что сегодня в музеях Свердловской области хранится внушительное количество таких произведений искусства. Как отметила Виктория Деменова, если все их собрать в одну коллекцию, то получился бы внушительный музей восточной культуры – не хуже подобных музеев в Праге или Брюсселе. Но пока в Екатеринбурге не проводилось ни одной выставки, которая продемонстрировала бы все имеющиеся в музеях Среднего Урала образцы буддийского искусства. Хотя обладают ими и Свердловский областной краеведческий музей, и ЕМИИ, музеи в Ирбите и Челябинске.

28-05-17-shedevry-03

Первую волну «приезда» Будд на Урал, исследователь связывает с собранием Поклевских-Козелл и деятельностью Уральского Общества Любителей Естествознания. Еще один мощный источник поступления восточных товаров, в том числе предметов искусства – Ирбитская ярмарка, вернее деятельность и коллекции ирбитских купцов. Вторая волна попадания буддийской скульптуры на Урал связана с войной. Металлическую скульптуру свозили из Бурятии и Монголии для переплавки и нужд военного времени. Но, по всей видимости, некоторые произведения удалось спасти музейщикам, некоторые забирали себе сердобольные граждане, у которых рука не поднималась отправить шедевры в плавильную печь. Впоследствии скульптуры «разбрелись» по разным местам. Бывало, что в музей они попадали после того, как кто-нибудь отбирал скульптуры у детей, игравших ими в футбол.

Своя коллекция металлических скульптур была, например, в УПИ, собранная для обучения будущих металлургов. Какая судьба постигла эти объекты – неизвестно.

28-05-17-shedevry-04

Зачем нужен спектрометр при определении подлинности скульптур

В завершение первой лекции цикла «Шедевр и подделка» сотрудники музея и УрФУ продемонстрировали как рентгено-флуоресцентный спектрометр может помочь ученым в атрибуционной работе. Дело в том, что в разные эпохи состав металла скульптур мог меняться, а с помощью спектрометра исследователи могут определить композицию сплава, проанализировать входящие в него элементы. Вкупе с искусствоведческим стилистическим анализом объекта это помогает сделать вывод о том, в какое время и в каком месте скульптура могла быть создана.

Как рассказали сотрудники лаборатории, современные спектрометры не наносят скульптурам никакого вреда: они считывают информацию, «просвечивая» поверхность произведения искусства. Но еще несколько лет назад такая аппаратура, особенно портативная была большой редкостью. А для работы стационарных спектрометров приходилось «отщипывать» от скульптуры кусочек для анализа.

При этом определить подлинность вещи только при помощи оборудования нельзя. Иногда ученые «на глаз» лучше видят, к какой эпохе относится изучаемый объект.

Следующая лекция проекта «Шедевр и подделка» пройдет через два месяца. Тема ее пока держится в секрете.

Смотрите больше фотографий на Google диске. Автор: Мария Самарина

Текст: Екатеринбург, Ольга Тарасова, Антон Гуськов. Фото: Мария Самарина

Читать ещё...

Контакты

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Департамент «Факультет ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ»
620083, г.Екатеринбург, пр.Ленина, 51,
Телефон: +7 (343) 389-94-19, 
+7 (343) 389-94-20
Факс: +7 (343) 389-94-19
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как к нам добраться?

Форма входа